Электрооборудование современных автомобилей представляет сложный комплекс электрических машин, приборов, аппаратов, различного рода выключателей, переключателей, соединенных между собой проводами в электрическую систему.
В электрических цепях автомобилей используется постоянный ток. Напряжение в бортовой сети автомобилей с дизельными двигателями устанавливается 24В, у автомобилей с карбюраторными двигателями - 12В. Более высокое напряжение бортовой сети у автомобилей с дизельными двигателями объясняется тем, что для надежного пуска двигателей требуется повышенная мощность устройств, обеспечивающих электропуск этих двигателей.
Электрические системы автомобилей выполняются по однопроводной схеме соединения источников и потребителей энергии. Второй провод - (минусовой) заменяет рама и другие металлические части, по которым может проводиться электрический ток ("масса" автомобиля); такая схема упрощает всю систему электропроводки, уменьшает длину и количество проводов. Однако в случае нарушения изоляции повода могут касаться «массы» автомобиля, что вызовет короткое замыкание, а при неисправности предохранителей и возможность пожара.
Для отсоединения потребителей тока от отрицательного зажима аккумуляторной батареи в схеме электрооборудования устанавливаются специальные выключатели «массы».
В сложной схеме электрооборудования можно выделить группу приборов, образующих самостоятельные системы, имеющие свое функциональное назначение, наиболее важными из них являются: система электроснабжения, система зажигания для карбюраторных двигателей, система пуска двигателя, система контрольно-измерительных приборов, система освещения и сигнализации. Выключатели, переключатели, реле, предохранители, соединительные панели и штекеры относятся к коммутационной аппаратуре и входят во все системы.
Система электроснабжения предназначена для обеспечения электроэнергией потребителей. Источниками электроэнергии являются две (на автомобиле ЗИЛ-131 - одна) аккумуляторные батареи, соединенные между собой последовательно и генератор, подключенный параллельно аккумуляторным батареям.
Система зажигания обеспечивает воспламенение рабочей смеси в цилиндрах карбюраторного двигателя. Она включает в себя приборы,
позволяющие в каждом цилиндре в нужный момент получить электрический разряд высокого напряжения, способный воспламенить рабочую смесь в конце такта сжатия.
Система пуска двигателя обеспечивает его надежный запуск во всех условиях эксплуатации, для. которых предназначен автомобиль. В эту систему входит стартер, аккумуляторные батареи, средства облегчения пуска.
Система контрольно-измерительных приборов обеспечивает водителю возможность следить за работой и состоянием механизмов и систем автомобиля, определять скорость его движения и пройденный путь.
Система освещения и сигнализации обеспечивает безопасность движения автомобиля; она включает в себя приборы наружного и внутреннего освещения, а также приборы, предупреждающие других участников движения об опасном приближении автомобиля, совершения им маневра или торможения, об аварийной остановке на дороге.
как классифицируется электрооборудование применяемое в пожароопасных зонах